«Sud sohasidagi islohatlarining yangi bosqichi» mavzusida maqola chop etildi.

⚖️Texnikum «Ommaviy-huquqiy fanlar» kafedrasi o’qituvchisi Akbarova Bibixon Adhamovnaning «Sud sohasidagi islohatlarining yangi bosqichi» mavzusida maqolasi «МИРОВАЯ НАУКА» halqaro ilmiy nashrlar jurnalining №2(47) 2021 yil sonida chop etildi.

📖 Maqolaning qisqacha mazmuni shundaki, Islohotlar davlat va jamiyat hayotining barcha sohalarida, shu jumladan, inson huquqlari va erkinliklari kafolati sifatida mustaqil, adolatli va xolis sud tizimini shakllantirishda izchillik bilan amalga oshirilmoqda. Chunki O’zbekiston Respublikasining Konstitutsiyasi eng yuqori qadriyat inson, uning hayoti, erkinligi, sha’ni, qadr-qimmati va boshqa ajralmas huquqlari ekanligini tan oladi.

UDK 62

Акбарова Б.А. преподаватель

Ферганский юридический техникум

Узбекистан, г. Фергана

 НОВЫЙ ЭТАП СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация: Последовательно проводятся реформы во всех сферах жизни государства и общества, в том числе формирование независимой, справедливой и беспристрастной судебной системы как гарантии прав и свобод человека. Потому что Конституция Республики Узбекистан признает, что высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Ключевые слова: Конституция, суды, право.

 Akbarova B.A. teacher Ferghana Law School Uzbekistan, Ferghana

 NEW STAGE OF JUDICIAL REFORM

 Annotation: Reforms are consistently carried out in all spheres of life of the state and society, including the formation of an independent, fair and impartial judicial system as a guarantee of human rights and freedoms. Because the Constitution of the Republic of Uzbekistan recognizes that the highest value is a person, his life, freedom, honor, dignity and other inalienable rights.

Key words: Constitution, courts, law.

 Суды призваны сыграть особую роль в обеспечении этих прав. За годы независимости в нашей стране создано правовое поле, обеспечивающее справедливость правосудия, то есть новые по форме и сути законы, основанные на общечеловеческих ценностях и общепризнанных правовых нормах. Они основаны на принципах законности, демократии, прозрачности, справедливости, гуманности, неотвратимости уголовной ответственности. Однако, несмотря на то, что правовая база не обновлялась и не улучшалась, судебная система не является по-настоящему независимой из-за отсутствия профессиональной судебной системы, проникновения в систему различными способами, через знакомых, коррупции и взяточничества, а также прямого вмешательства различных должностных лиц в судебной системе и так и не удалось подняться до уровня справедливой судебной системы. Год за годом доверие граждан к судебной системе ослабевает. Большинство приговоров, вынесенных уголовными судами, основывались на указаниях, данных сверху, на недостоверных материалах предварительного расследования и фальсифицированных доказательствах. То же можно без колебаний сказать и о решениях судов по гражданским или экономическим делам. Фактически, основная цель судебной реформы в Узбекистане – создание независимой сильной судебной системы. Ведь судебная власть – это не только одна из трех ветвей власти, но ее высокий престижный правовой статус является предпосылкой стабильности прав человека, демократии и верховенства закона в жизни общества и государства. Роль судебной власти должна заключаться в защите прав и свобод граждан, их законных интересов и конституционного строя страны, в обеспечении конституционности законодательных и исполнительных актов, в обеспечении верховенства закона и справедливости при исполнении и применении. законов и других нормативных актов. Создание независимой и справедливой судебной системы в Узбекистане стало приоритетом государственной политики, что стало одним из главных вопросов постоянного внимания Президента Шавката Мирзиёева.

Вопрос введения правосудия, формирования независимой судебной системы, проведения реформ в судебной сфере неоднократно акцентировался в выступлениях Президента. В обоснование этого мнения считаем уместным сослаться на следующее. Прежде всего: «Мы считаем своей первоочередной задачей принять более широкое решение в нашей жизни – это чувство справедливости, которое наши люди всегда ценили и ставили превыше всего. Этот вопрос – это, прежде всего, прямая ответственность руководителей и сотрудников органов государственной власти и управления, всей судебной системы, прокуратуры, внутренних дел, надзорных органов. Нам необходимо принять решительные меры по борьбе с коррупцией, различными преступлениями и другими правонарушениями в нашем обществе, чтобы предотвратить их, обеспечить на практике требования закона, что наказание за преступление неизбежно.

Во-вторых, «Вопрос обеспечения прав человека, который закреплен в нашей Конституции как высшая ценность, будет и дальше находиться в центре нашего внимания. Конечно, все мы понимаем, насколько важно добиться подлинной независимости судебной власти. В частности, нам необходимо продлить срок полномочий судей, создать корпус высококвалифицированных судебных кадров, способных принимать справедливые решения в суде. Обеспечение неотвратимости конституционных норм о независимости судебной власти и неотвратимости ответственности за вмешательство в отправление правосудия является важной гарантией достижения наших целей. Пришло время улучшить качество судебного разбирательства, особенно во избежание хлопот по гражданским делам, чтобы положить конец практике принятия нескольких решений в одном суде ».

В-третьих, «Уважение человеческого достоинства, для которого формирование системы правосудия, способной выносить решения в любом случае, стало для нас главным приоритетом … Пользуясь случаем, я повторяю: в сознании судьи – справедливость, на языке – правда, в сердце – чистота должна преобладать. В то же время в процессе судебной реформы необходимо ввести действительно демократическую и прозрачную систему отбора кандидатов в судебные органы, изучения личных и профессиональных качеств. В частности, учитывая общественное мнение, считаю целесообразным законодательно закрепить порядок выдвижения кандидатов на должность судьи …

В-четвертых, «согласно Конституции суды независимы в своей деятельности, но их реальным контролером должен быть народ … Обеспечение подлинной независимости судебной власти – наш главный приоритет. В частности, нельзя позволять суду становиться органом, доступным для любого должностного лица. Следовательно, необходимо усилить ответственность за вмешательство в судебное разбирательство или оказание давления на суд ». В-пятых, «Оправдание наших судей, безусловно, является нашим величайшим достижением в области правосудия и верховенства закона … Пришло время ответить на вопрос, ответить на давление …

Судебная власть – это вершина правосудия и законный процесс построения верховенства закона для повышения ее роли. Отмечая позитивную работу, проделанную по реформированию судебной системы, мы не можем отрицать, что в этой области все еще есть проблемы, которые необходимо решить. Эти проблемы в первую очередь связаны с обеспечением подлинной независимости и свободы судебной власти, формированием высококвалифицированного, честного и добросовестного судебного персонала, способного принимать справедливые решения в судебном разбирательстве, дальнейшего повышения качества судебного разбирательства.

Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия», принятый 24 июля 2020 года, знаменателен тем, что знаменует начало качественно нового этапа проводимых системных реформ в этой сфере. В указе обозначены проблемы в сфере отправления правосудия, институциональные рамки отправления правосудия и приоритеты для обеспечения подлинной независимости судебной власти. В результате аналогичных гуманитарных реформ в последние годы доверие людей к судебной системе растет. Об этом свидетельствует рост числа обращений в суд и рост числа оправдательных приговоров, вынесенных судами в пользу граждан и предпринимателей. В результате люди стали воспринимать суд не только как орган, осуждающий и наказывающий людей, но и как орган, защищающий их права и интересы, как своего защитника, стража

 

справедливости. Для дальнейшего укрепления такого доверия судам необходимо будет действовать в соответствии с законом, защищать интересы граждан, восстанавливать их нарушенные права и решительно идти по этому пути и на этой основе завоевывать доверие людей.

Одним словом, необходимо постоянно совершенствовать правовую базу судебной власти. В то же время необходимо обеспечить реальную независимость судебной власти и судей от всех других ветвей власти, подчиняться только закону и велениям совести при принятии судебных решений. Эта правовая база, в свою очередь, должна обеспечивать демократию, беспристрастность, универсальность судебной власти, расширение сферы защиты судебной власти. Наконец, эта правовая база должна предотвращать попадание грязных, коррумпированных и случайных людей в судебную систему.

Использованные источники:

  1. Farxodjonova F. Modernization and integration: social-philosophical analysis. Rol’nauki v formirovanii sovremennoj virtual’noj real’nosti. – 2019.
  2. Qizi, Farxodjonova Nodira «Modernization Of Uzbek Language And National-Spiritual Heritage In National Culture.» The American Journal of Social Science and Education Innovations 3.01 (2021): 585-594.
  3. Farxodjonova N. FORMATION OF NATIONAL IDEA THROUGH FACTORS OF NATIONAL CULTURE //МИРОВАЯ НАУКА 2020. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2020. – С. 3-6.
  4. Farxodjonova N. F., Abdurahimov V. MODERN TECHNOLOGIES OF STUDENTS TRAINING IN HIGHER EDUCATION //НАУКА И ТЕХНИКА. МИРОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. – 2020. – С. 5-7.
  5. Isroilovich M. et al. PHILOSOPHICAL IDEAS AND VIEWS OF NATIONAL CULTURE IN THE CONDITION OF GLOBALIZATION //PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. – 2020. – Т. 17. – №. 7. – С. 14289-14295.
  6. Numonjonov S. D. Innovative methods of professional training //ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81). – 2020. – С. 747-750.

 

Ulashing: